Происхождение фамилии
Летопись рода
Род Бежан Сорокского у.
с.с.Катюжан-Маре и Редюл-Маре

с.Путинешты
Род Бежан Белецкого у.
Род Бежан Оргеевского у.
с.Бравичи

Род Бежан Хотинского у.
с.Ревкоуци

Бежановы-дворяне
Происхождение фамилии и   рода
Родословная роспись
Происхождение фамилии и   рода
Родословная роспись
Происхождение фамилии и   рода
Родословная роспись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЖАН

Происхождение фамилии .

 В большинстве случаев фамилия "Бежан", как и значительная часть других фамилий, имеет "именное" происхождение, т.е происходит от имени. Поэтому, носящие фамилию "Бежан", не обязательно родственники, а скорее однофамильцы.

Бежан - древнее имя, имеющее восточные, а возможно и библейские корни.

БЕЖАН - одна из вариаций названия библейского города Беф-сан (в переводе с иудейского - дом покоя), так же называемого Бет-Сан, Бейсан и Безан (ХІ ст.до н.е.) - город на западной стороне реки Иордан, в 25 милях к югу от Тивериадского моря. Упоминается в Библии, как город, на стенах которого были повешены филистимлянами тела убитых ими царя Саула и его сыновей, после битвы на горах Гелвуйских (I Цар. XXXI, 10, Нов. XVII,11). Был главным городом всей Галилеи и местопребыванием христианского епископа, а во времена крестоносцев - архиепископа. Также назывался Скифополем (по одной из версий - основан выходцами из Скифии), и под этим именем часто упоминался у поздних писателей1.

Это имя носили персидские (иранские) вельможи. Первое, встреченное мной упоминание, относится к VI веку н.э., и связано с житием святого мученика Евстафия Мцхетского, где говорится о персидском сатрапе в Грузии Бежане-Бузмиле, "человеке жестоком", который предал суду святого великомученика. С VI по XVII века еще несколько персидских сатрапов Грузии носили имя Бежан. В самой Персии это имя было распространено среди знати вплоть до XIX века. При шахе Аббасе I (правил в 1587-1629) визирем был дэли Бежан, упомянутый в сборнике лирических стихов азербайджанского ашуга XVI века Туфарганлы Аббаса "Аббас и Гюльгез"1. В "Оперативных записках, составленных Грибоедовым для Паскевича во время Дей-Карганской конференции" (1827), в списке придворных персидского шаха Аббас-Мирзы значится:

"1. Бежан-хан - любимец Аббас-Мирзы и старше всех3"

Бежан (Бижан) - герой великого иранского эпоса "Шахнаме" ("Книги царей"), написанного Альбукасимом Фирдоуси (941-1011г.г.) в 976-1011г.г. Ему посвящен один из самых значительных дастанов (больших сказаний) "Шахнаме" - "Бижан и Маниже". Написанное на литературном фарси "Шахнаме" распространилось и оказало большое влияние на развитие национальных культур не только Иранских земель, но и земель Средней Азии, Закавказья и Индии4.


1Никифор, архим. "Иллюстрированная полная Библейская популярная энциклопедия". - М, 1891.- С.92). Репринт: М, 1991.
2Туфарганлы Аббас - один из наиболее известных азербайджанских ашугов XVI- нач.XVII вв., был автором лирических песен. В приведенной ниже гошме из дастана "Аббас и Гюльгез" говорится о том, как по приказу Шаха-Аббаса визирь его дэли Бежан похитил возлюбленную ашуга:
Почитаемый, молю, не допускай:
Радость дней моих украл дэли Бежан
Ту, в чьем пламени я сердце опалил, Для забав своих украл дэли Бежан
По приказу Шаха-Аббаса (горький час!)
Разлучиться мы должны с тобой сейчас,
Визирь, мрачный как злодей, торопит нас, Счастье дней моих украл дэли Бежан !
Я, Аббас, ни разу в жизни не солгал;
Разорен мой край родной, народ мой пал,
Для меня теперь навеки мрак настал -
Солнце дней моих украл дэли Бежан ! (Перевод Б. Лебедева)

3Мясоедова Н.О Грибоедове и Пушкине: (Статьи и заметки). -СПб.: Алгол, 1997. - С. 24 -31.
4См.: Стариков А. "Шахнаме",М.: "Литературные памятники",1957.
Л.Н.Гумилев в своей книге "Древние тюрки" в главе XVIII "Конец тюркютов", описывая события в Мерве 651г., упоминает о неком Бижан-тархане, "очевидно один из нушибийских старейшин, прижившихся в Согде". При этом Гумилев ссылается на "Шахнаме" Фирдоуси. Сам Фирдоуси называет Бижана - тархана владельцем Самарканда. См.: Гумилев Л.Н. "Древние тюрки". М, 1967. http://gumilevica.kulichki.net/works.html



 

<<   >>