Происхождение фамилии
Летопись рода
Род Бежан Сорокского у.
с.с.Катюжан-Маре и Редюл-Маре

с.Путинешты
Род Бежан Белецкого у.
Род Бежан Оргеевского у.
с.Бравичи

Род Бежан Хотинского у.
с.Ревкоуци

Бежановы-дворяне
Происхождение фамилии и   рода
Родословная роспись
Происхождение фамилии и   рода
Родословная роспись
Происхождение фамилии и   рода
Родословная роспись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шурляковы

Происхождение фамилии и рода.

 Фамилия "Шурляков" - вариант фамилии "Шуралеков", происходящей от слова "Шурале" (Шюрали) - в мифологии казанских татар и башкир дух леса, леший1.

Семейные данные о происхождении рода также имеют две версии: татарскую (основную) и башкирскую. Определенную ясность в вопросе о происхождении рода Шурляковых вносит история села Калейкино, Акташевской вол., Мензелинского у., Уфимской губ., к крестьянам которого был приписан и первый известный нам Шурляков, - Роман.

Село Калейкино (Кўлўй) было основано в 1727 по данным историка И. Габдуллина2. - крещенными служилыми татарами, переселенными туда после крещения из дер. Акташ Казанского у3.

В исторической справке о с.Калейкино, размещенной на официальном сайте г.Алметьевска (Татарстан), крещенные служилые татары дипломатично названы тюрко-язычными христианами4. Исторически так правильней, поскольку на то время татарами могли называться и другие народности Закамья: башкиры, чуваши и мордва, принявшие ислам. "Принятие ислама вело к обязательному отатариванию, так как, в отличие от православных церковников, не принуждавших чувашей при крещении к отказу от своей национальности, мусульманские миссионеры при переходе их в ислам требовали отречения и от национальности. Tак чуваши "уходили в татары" (тутара тухна), то есть, принимая мусульманство, они как бы автоматически становились и этническими татарами"5.

По архивным данным, в период с 1727 по 1747 с.Калейкино активно заселялось "старокрещенами" (т.е. крещенными до 1734 - времени учреждения Конторы новокрещенских дел, предназначенной для "спасения от магометанского нечестия") и "новокрещенами" (крещенными после 1734).

Основу населения, по данным той же исторической справки о с.Калейкино, - составили крещеные татары и чуваши из разных уездов Казанской губернии, а также небольшая часть крещеной мордвы и башкир. К 1747 году в деревне "Калеево на речке Нагаилга" показаны "государственные ясачные крещеные из иноверцев", перешедшие из Казанского уезда из дер. Акташ, Зорейской дороги Васильевой сотни Васильева из деревни Багана в вершине Бершен Вахты новокрещены, дер. Верхней Кодраты, из деревни, что был починок Шушурбаш новокрещены, Зорейской дороги дер. Уразово из татар Калмета Алметева сын Николай Михайлов 20, сын Федор 3, из села Абди Казанского уезда, Казанского у. Ногайской дороги дер. Лебедино (видимо Лебетка нынешнего Новошешминского района), той же дер. Наратлы - Елга, переведенные конторою новокрещенских дел из разных уездов Казанского у. Из дер. Ялтан, из Ядринского у. дер. Сармы, из Цивильского у. Тоганаевской волости, дер. Хирбоси, из Симбмрского у. дер. Сюрбеево Шигаево, из у. дер. Байдик, из дер. Шишимбаш. Всего к 1747 году в деревне Калейкино проживало 82 души мужского пола (РГАДА, ф. 350, оп.2, д. 1143)6.

В материалах IV-ой ревизии 1782 года все проживающие в с.Калейкино названы чувашами: "в деревне Калейкино 97 душ мужского пола чуваш ясачных7. старокрещен и новокрещен". Очевидно, из-за невозможности (или нежелания) разбираться в этнических нюансах происхождения местных жителей. >

Исследователь тюркских топонимов Л.Ш.Арсланов предполагает, что с.Калейкино основано отатарившейся мордвой, выходцами из д.Каляй из Темниковского у. Казанской губ. (Теп.-с.Калейкино, Темниковского р-на Мордовии)8.


1Сходная по звучанию фамилия "Шуляков" ("Шуляк") происходит от "шуляк" - пышка, корж; а "Шураков" - от уменьшительной формы имени Александр - Шура.
2См.: Габдуллин И. Движение крещеных татар по возвращению в мусульманство // http://www.tataroved.ru/publication/almet/
3Теперь - дер.Русский Акташ Альметьевского района республики Татарстан.
4 Калейкино//http://www.almat.ru/city/points/
5Иванов В.П., Николаев В.В., Димитриев В.Д. "Чуваши: этническая история и традиционная культура" : Крещение чувашей // http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page
6 Калейкино//http://www.almat.ru/city/points/
7 Ясачные, т.е. платящие натуральную дань - ясак
8 Арсланов Л.Ш. Топонимические заметки.// http://www.rbtl.ru/evrazia/f_s/f_arslanov.rtf


<<   >>